Жорик и дядя Саня
Я не праздную 9 мая! )) Но в истории моей семьи есть люди, для которых эта дата обозначила огромный, значимый и формирующий период их жизни, которые не могли бы себе представить, что бы было, если б не было войны. Они её ненавидели, но второй жизни у них не было, и её окончание для них светлый праздник, и это не вырубить топором.
За старшего по Казаковской линии у нас сейчас Георгий Михайлович Серов – дядя Жора. Для семьи - Жорик )) Сын Евдокии Казаковой (племянник моей прабабушки Марины, двоюродный брат моей бабушки Тамары, соответственно, мамин дядя) мой двоюродный дедушка.
9 мая для него больше, чем Пасха и Новый год. Для него это главный праздник в году. Именно в этот день готовится самый пышный стол. Именно на этот день запланировано посещение кладбища, где покоится большая часть его семьи. Сейчас ему 89 лет, он уже никого не узнаёт, но пока был в здравом уме и твёрдой памяти многое успел мне рассказать.
Мой двоюродный дед Георгий Михайлович Серов. Дядя Жора.
Во время войны дядя Жора жил у своей бабушки Насти (Анастасии Фёдоровны Казаковой) там же жил и вернувшийся с войны, наш славный родственник, мой двоюродный прадед, Герой Советского Союза Александр Ильич Казаков (1900 года рождения). Интересно жил человек.
Мой двоюродный прадед Александр Ильич Казаков. Дядя Саня.
Вы почитайте эту справку!
Сейчас в кино так интересно не показывают )) Когда я пытаюсь нарисовать себе портрет человека, способного на вотэтовотвсё, то понимаю, что наркотики ему были не нужны, его и так пёрло. Это была какая-то невероятная смелость и неуёмная гиперактивность. На войне воевал, а между войнами всяко бывало – буйная была головушка. Наплакалась с ним Анастасия Фёдоровна (1870 - 1961).
КРАТКОЕ КОНКРЕТНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ПОДВИГА ))) беЗпартийного Героя Советского Союза )) Вы посмотрите на эти буквы "ьі" в справке ))
Если бы не эта справка, то я бы знала о нём совсем мало. Не знаю даже даты смерти. Знаю, что с 14 лет он работал приказчиком в магазине. Это серьёзная должность, но он справлялся. Воевал в гражданскую войну, пошёл к красным, слушал Ленина, был за Советскую власть. Кто-то сдал его деникинцам и его даже хотели расстрелять на глазах у матери. Она умолила белого офицера не делать этого, клянясь, что вразумит. Он сжалился над ней, но вразумить дядю Саню так и не получилось )) Он всегда был разгуляем, 1 или 2 раза сидел в тюрьме. Не долго. За хулиганство. Один раз его осудили на 5 лет за то, что украл буханку хлеба. Не знаю точно, какой это был год, но, наверно, хлеб тогда был на вес золота. Так что на вторую мировую дядя Саня пошёл прямо из тюрьмы в составе штрафбата. По сути дела, это были смертники, пушечное мясо, их было не жалко. Но он проявил такой героизм, что получил звание Героя Советского Союза. Эта справка ... не устаю её перечитывать ))) Представить себе такого не могу ))
Жил наш герой с мамой, и так никогда и не женился, потому что жениться ему было некогда, как любила шутить моя бабушка: «Пьянки, драки, женщины … Он же Герой Советского Союза!». Сдаётся мне, что если бы он силушку свою буйную на войне не истратил, то сел бы на бОльший срок. Нашёл бы за что. Дети? Такой информации у нас нет. Думаю, как в анекдоте:
- Мужчина, у вас дети есть?
- Назовите город.
Моя прапрабабушка Анастасия Фёдоровна Казакова. Баба Настя.
Дядя Жора в войну был совсем ещё ребёнком. Он 1930 года рождения. Маленький, смуглый, похож на цыганёнка. Темпераментный, громкоголосый и очень артистичный. Для семьи он был добытчиком. Пел и танцевал у немцев и итальянцев, они давали ему за это какую-то еду. Как рассказывала мне моя бабушка Тамара, он приносил еду Толику (своему младшему брату), но мать всё съедала. Не хочу судить. Был голод. Легко быть хорошими в достатке. Но этот факт стал притчей во языцах. В 1942 году на фронте был убит его отец Михаил Серов. Евдокия быстро пережила утрату. Сейчас бы сказали, что женщина, прежде всего, должна думать о себе, что её жизнь – это только её жизнь, что её личная жизнь никого не касается, но 12-летний Жора всего этого не понимал и просто люто её ненавидел.
В один из дней на базаре была немецкая облава, его мать Евдокию (1909 - 198?) и её родную сестру (Жорину тётю) Лизу (1910 - 19??) угнали в Германию гастарбайтерами, а детей скопом отправили в интернат при немецком госпитале в Сокольниках. Немцы их там как бы «спасали», ну, в смысле, кормили, чтобы те не умерли, а на самом деле переливали детскую кровь немецким раненым. Прознав об этом, дядя Жора решил сбежать, но Толика взять с собой не мог, потому что тот был маленький 3,5 года, нежный мамочник, всё время плакал, в общем вдвоём побег бы не удался. Но и бросать он его там не собирался. Он пришёл к бабе Насте и объявил, что им нужно вдвоём явиться в интернат и забрать Толика. Они так и сделали. Баба Настя напекла пирожков, и они пошли, как бы проведывать Толю, но оказалось, что к тому времени он умер. Они не успели. Его выкачали.
Толик Серов (Толюня)
Через много лет после войны, дядя Жора СЛУЧАЙНО нашёл в лесу обелиск, где были выбиты имена погибших в ВОВ и там было имя его брата Серова Анатолия Михайловича. Своей матери Евдокии Казаковой он так никогда и не смог простить тех предательств, и с тех пор называет её не матерью, а родительницей. Родила – да, но не мать. Масла в огонь его нелюбви добавил ещё и тот факт, что она не дала ему доучиться в лётном училище. Тогда оно было для Жоры сбывшейся мечтой. У него был выбор: пойти в лётное или в оперный театр (он прекрасно танцевал). Но в лётном учили профессии, выдавали форму, кормили 3 раза в день и гарантировано трудоустраивали, и там же они и жили, а в театре кормили 1 раз в день, жить надо дома, а дальше обещали посмотреть, подойдёт он им или не подойдёт? И Жора с музыкальным слухом и балетными данными выбрал лётное. Из-за трёхразового питания. Думаете это низко? Думаете еда – это не главное? Когда её нет – она главное. Когда воздуха нет, главное – воздух. Когда воды нет, главное – вода. Когда денег нет, главное – деньги. Евдокия вернулась из Германии больной. Ей был необходим уход. Жора остался единственным её близким родственником, и она написала в лётное училище, чтобы его отправили к ней ухаживать. И его отчислили по мегауважительной причине - уход за больной матерью. И, кстати, выходил. Умерла она, кажется, в 80-х.
Но жизнь продолжалась и во время войны. Жора жил то с бабой Настей, то с тётками. Они с пацанами глушили рыбу украденными у немцев гранатами, помогал немцам разгружать хлеб, случайно теряя буханку в кустах (а там сидел его человек), ездил на крыше поезда за махоркой в другой город (там она продавалась в 10 раз дешевле), привозил её в Харьков и реализовывал на базаре. Я думаю, не стоит говорить об отсутствии мобильной и какой либо вообще связи. По пути туда и обратно могли обокрасть и убить. Деньги зашивали в одежду, чтобы достать нельзя было. Кто вёз деньги в карманах – тех «потрошили». По пути домой покупал сладостей и денег в дом приносил. Общался с немцами и итальянцами. Они были разные. Наших детей они кормили в полевых кухнях. Об этом и бабушка рассказывала. Только боялись своих полицаев в чёрном. Это были звери. Стреляли без приговора и предупреждения. Когда они приходили с проверкой, то немцы отгоняли детей, чтобы им же (немцам) за это не досталось. Гитлера мои предки ненавидели, войну тоже, а собственно немцев … выборочно. Нельзя же не общаться при таком плотном народонаселении, при такой зависимости от еды. Советский Союз не готовился к войне, а Германия готовилась. Немцы были хорошо одеты и накормлены сполна. Они без разрешения хозяев селились, где понравится, использовали хозяев в качестве прислуги, но этих же самых хозяев и подкармливали. Да, это унизительно, но унизили моих соотечественников не немцы, а родное правительство. Среди рядовых немцев были и такие, которые поддались «обаянию» фашизма, но не думали, что всё будет именно так. Они не собирались морить голодом детей, никаких. У них тоже были семьи. Они шли на заработки, но не думали, что ценой будет совесть. Как у них всё это укладывалось в голове я не знаю, но точно помню эту фразу из разговоров взрослых, что "были среди них и хорошие".
Судьба балансировала на грани жизни и смерти, но дядя Жора рассказывал мне всё это с таким азартом и блеском в глазах, как будто это было путешествие в Диснейленд. Этот казаковский темперамент был им поводом для гордости. Дескать, всё им ни по чём. Мужчинам ни по чём, потому что они невероятно смелые, а женщинам – потому что «а больно надо, не очень-то и хотелось». Мой родной дедушка Григорий Герасименко терпеть не мог эту казаковскую натуру в женщинах. Он был до крайности патриархальным приверженцем домостроя. Считал, что женщина должна быть скромна, юбка в пол, глаза туда же, никаких чёлок и божеупаси косметики. Всё тело закрыто и чтоб молчала и глаза боялась поднять. А Казакова закинет косу за спину, развернётся горделиво и пойдёт, ни сказав ни слова – барыня ))) Он аж рычал, когда замечал во мне такое. А мне что? Мне больно надо? Не нравится – не смотрите )))
Жили они после войны у Анастасии Фёдоровны в тесноте, да не в обиде, Жора с Саней спали на одной кровати (просто, после войны в доме больше мебели не было).
- Дядь Жора, так вы ж говорили, что спали на полу, на фуфайках ?
- Ну … если дядя Саня приводил женщину …
О времена, о нравы, но Жора гордился дядей. Рассказывал о нём с исключительным уважением и даже пиететом. Да и не удивительно. Во-первых, для мальчиков регалии всегда много значили, а во-вторых, Жора ему обязан.
Шил у Жоры в жопе было сразу несколько. Он рассказывал мне, как они развлекались во время своей военной юности. Стреляли по каскам на железнодорожных путях. Из чего? Ну, оружие тогда в лесопосадке валялось. Они брали немецкую каску, клали на рельсы, отходили и стреляли, как по пивным банкам. И одна такая каска не упала. Он в неё попал, но она не упала. А когда подошли, оказалось, что в ней кто-то был. Но это сошло с рук, это ладно ... война ... никому не сказали ... сами испугались. Позже был другой случай. Жора заныкал себе пистолет. Он его нашёл. Сдавать его, разумеется, никто не собирался. Какой же мальчик такое сдаст? Ну а дальше всё по классике. Ходили в кино, не поделили девушек, к их компании пристала группа нехороших гопников, которые пришли на стрелку с цепями (чтобы бить). Для Жоры чьё-то намерение бить его уже само по себе было оскорбительным, он достал пистолет и выстрелил первым. А так нельзя было. Это не просто опасно для жизни. В то время любой выстрел – это провокация. Ну и Жора бы сел если бы не дядя Саня. Дядя Саня поднял все свои возможные и невозможные связи и дело замяли (правда, пистолет пришлось отдать). Это один случай. Сколько таких было, я не знаю. Точно помню, что он помог мебель без очереди заказать молодой семье, когда дядя Жора надумал жениться. Вообще, если где-то нужен был какой-то блат, то дяди Санино звание действовало безоговорочно. Так мне рассказывали.
Дядя Жора жив и поныне. Он 2 раза был женат. У него трое детей: дочка от первого брака и 2 сына от второго. Младший сын умер в возрасте 39-ти лет. Он почти не ходит, теряет кратковременную память, и не может вспомнить, куда положил зажигалку, но события тех лет помнит, как сейчас. Он не скорбит ни о чём. Детство – это наша единственно возможная реальность, когда мы ещё не научились сравнивать, как у нас, и как у других. Не тратим силы и энергию на зависть, а живём только вперёд, и даже гнев способен вдохновить нас на подвиг. Ему удалось реализовать как свою тягу к технике – он всю жизнь проработал на ФЭДе (это была любимая работа), так свои творческие способности – всю жизнь руководил самодеятельностью. Причем, это была полноценная вторая работа в клубах за которую платили. Он всегда был меломаном. Любил цыганские романсы. Собирал раритетные записи. У него в доме всегда была самая лучшая на текущий момент, музыкальная аппаратура. Сам играет на пианино, детей научил. Сын играет на пианино как бог – это гены. Кстати, внук - тоже. Он завязывал дружбу со звёздами, устраивал для них концерты в Харькове, был знаком со Сличенко (Сличенко приезжал в Харьков домой с гастролей. Это случалось редко от того и ценно. И он, и часть моей семью жили тогда в соседних домах на Урицкого. В дни своих визитов он мог всю ночь петь романсы на балконе своей квартиры. Соседи были не против), очень гордился дружбой с Пугачёвой и Пресняковым. Жизнь удалась, причём успешно.
До сих пор любит Сталина, потому что это его молодость – так и говорит. Про политику со мной никогда не спорит. Он меня даже осадил. Сказал:
- Маринка, ты молодёжь, у тебя Яша, вам жить. Ты вольна выбирать того, кого считаешь нужным и правильным для себя. Я с тобой даже спорить не буду, но я за Путина, потому что он за Союз, а Союз – это моя молодость.
Ну что тут скажешь? Я с ним тоже не спорю. У меня только один вопрос:
- Дядя Жора, и как же вы с такими взглядами, и беспартийный? У вас же и карьера по-другому сложилась бы (она бы была), и новые двери перед вами открылись бы.
- Да! Мне предлагали на заводе, и не раз, и так и говорили, вступай и вперёд.
- Ну и что же вы … ?
- Ох, Маринка, ты знаешь, какое время было? А ты знаешь какой у меня язык, я ж как скажу что-нибудь, потом не оберёшься, а у меня семья … а так, с меня, как с гуся вода. Я им говорил, что я «недостойный». Я и так не плохо зарабатывал ))
Похожие статьи:
Моей прабабушке Марине 113 лет
Письмо в бутылке
Родительская суббота
Прошло полгода
"Победителям" или "Жизнь продолжается"
Написать комментарий