Профессионализм - это приручённое вдохновение.

marina.lysyanaya

[email protected]

+38 (067) 053-63-63

БлогО себеАРТВеб-дизайн
top

Подписаться на рассылку

(все статьи)

Подписаться на рассылку

III. Причины возникновения шизофрении

Статистика

Причина возникновения шизофрении до конца не изучена. По всей видимости, шизофрения является гетерогенным расстройством – в ее развитии участвуют различные факторы. Основной, наиболее общепринятой теорией возникновения шизофрении, является модель предрасположенности к влиянию стрессов. Согласно этой модели, человек может иметь предрасположенность к развитию симптомов шизофрении. Необходимо отметить, что влияние генетического фактора на развитие шизофрении доказано статистически. Если у одного из родителей диагноз «шизофрения», то риск возникновения заболевания у ребенка составляет 12%, если же больны оба родителя, то риск возрастает до 40%. Если один из монозиготных (однояйцовых) близнецов болен, то риск развития заболевания у второго составляет 47%. Исследования, проведенные на усыновленных близнецах, показали, что риск заболевания у них такой же, как и у воспитанных биологическими родителями. Эти результаты указывают на то, что генетическое влияние играет большую роль в развитии шизофрении. Однако, в последнее время чаще всего выявляются заболевания, обусловленные внешней средой, например: шизофрения, индуцированная массивным приемом наркотиков.

Это заболевание встречается примерно с одинаковой частотой в различных странах и регионах. Разница в распространенности шизофрении между мужчинами и женщинами отсутствует. Шизофрения у мужчин начинает проявляться чаще между 15 – 25 годами, у женщин между 25 – 35 годами. Начало шизофрении в возрасте до 10 лет или в возрасте старше 50 лет наблюдается крайне редко.

Согласно исследованиям Всемирной Организацией Здравоохранения www.who.int не выявлено ни одного провоцирующего фактора возникновения шизофрении. Считается, что это нарушение может возникать в результате взаимодействия генов и ряда факторов среды. Психосоциальные факторы могут также способствовать возникновению шизофрении. Выявлено множество генов, которые ответственны за проявление симптомов шизофрении, и только определенные их комбинации приводят к формированию самого заболевания.

Что сие означает?

Нет единого гена, способного развиться в шизофрению. Есть совокупность генов, которая способна её вызвать. Но даже в этом случае нет единой точки зрения: «выстрелит» или нет? Я, например, застала ещё те времена, когда шизофрению считали инфекцией, ага. Ну, ничо. Не подтвердилось.

В случае с моей мамой это точно был стресс. На неё он повлиял, но чудесным образом не повлиял на мою прабабушку 1906 года рождения, которая дожила до 96 лет и умерла просто от старости, через жизнь которой прошли 2 мировые войны и революция, которая была шестой из 12-ти детей, которая потеряла отца в возрасте 6-ти лет и нянчила младших братьев и сестер, работала на хлебе во время войны и приносила домой крошки, чтобы её дочка (моя бабушка) не умерла с голоду, которой соседка пообещала донести на неё куда следует, если она не будет делиться и с ней этими крошками, которая после войны работала на ртутном заводе, где в её смену взорвались 2 баллона с ртутью и порвали ей сухожилие на руке (сейчас вы вспомнили, как опасно разбить в доме ртутный градусник, да? Да, 2 баллона). Потом она нянчила меня до 4-х лет, пока моя мама писала диссертацию, и пока я не пошла в садик … Так вот, на нее стресс не повлиял.

По данным Всемирной Организации Здравоохранения www.who.int во всём мире шизофренией страдают более 20 миллионов человек. Более 69% лиц с шизофренией не получают надлежащей помощи. 90% лиц с нелеченой шизофренией проживают в развивающихся странах. Важной проблемой здесь является отсутствие доступа к психиатрическому обслуживанию. Кроме того, лица с шизофренией с меньшей вероятностью обращаются за помощью, чем население в целом, поэтому большинство лиц с хронической шизофренией не получают лечения.

Можно сказать, что лечение шизофрении – это показатель развитости страны. Но нам, к сожалению, в этом вопросе пока что хвастаться нечем. Раздел психиатрии в обучении мединститутов присутствует, психиатрическая больница в городе имеется, психоневрологические диспансеры (ПНД) есть, но не в каждом районе города, а вот обычных психиатров в районных поликлиниках нет. В психоневрологическом диспансере вам скажут: «Мы ко всем не наездимся», а в районной поликлинике: «Это не такое распространённое заболевание, чтобы держать на приёме отдельного человека. Для таких больных есть ПНД».

Я могу описать на конкретном примере, как такое положение вещей отражается в семьях больных шизофренией.

Как выглядит нелеченая шизофрения

Ещё несколько лет назад в Харькове на улице Сумская 128, напротив парка Горького, в доме со шпилем (прямёхонько под ним самим) есть проходной подъезд. Со стороны двора тогда он был заколочен. Как туда попасть я не знала, да и не хотела бы знать. В этом подъезде зимой сидела пожилая женщина, которая хлюпала в луже собственных экскрементов, вытекающих из щели под подъездом, и взывала ко всем службам: КГБ, ФСБ, министрам, сразу нескольким президентам Украины, и великому множеству власть имущих персон и организаций с мольбой/просьбой/требованием защитить её. Я спросила у людей, гуляющих в этом дворе с детьми и собаками, что тут происходит? Они с прискорбием сообщили мне, что уже вызывали ей службы, но они её отпускают, и она возвращается сюда.

А летом какая-то женщина (возможно, это она и была) ходила по Веснина и Мироносицкой в старых х/б-шных колготах и драном свитере, с подушкой волос на голове, сбитых в один провонявший мочой дрэд, и орала на всю улицу, обращаясь к тем же КГБ, ФСБ и прочим инстанциям, но уже с проклятиями. За ней ходила молодая девушка, на расстоянии метров 5-ти, с совершенно убитым лицом. По всему было видно, как ей стыдно, горько, и вообще невозможно. Она присматривала за этой женщиной.

Шизофреники иногда сбегают из дому, придумав себе какую-то причину. Потом их находят в таком виде. Кое-как их приводят домой. Мыться они не хотят – боятся. Ведут себя агрессивно. Лечение не принимают. Так и живут. Долго. Так выглядит нелеченая шизофрения, не имеющая видимых признаков угрозы для жизни. Этого можно было бы не допустить, если бы была возможность оказать такому человеку своевременную помощь, но врач не приедет, а родственникам скажут: «Приводите».

Моя боль – про эту девушку. Всё равно, какие у неё мечты, сила воли и таланты. У неё нет права на собственные планы в жизни. Это ли не созависимость?

Тогда я к ней не подошла. Во-первых, я посчитала, что это смутило бы её. Во-вторых, боюсь, моя жизнь после этого снова перестала бы быть прежней. А сказать ей: «Вам можно помочь» я не могла.

Это ли не созависимость?

Жизнь человека, живущего с шизофреником, разделяется на ДО и ПОСЛЕ. У созависимого навсегда заканчивается прежняя жизнь и начинается новая, в которой нет почвы под ногами, нет надежды на завтрашний день. Хорошо, когда её нет, потому что, если бы она была, то это был бы только повод причинить ему боль её несбыточностью. В несбыточности всех своих надежд такой человек будет убеждаться при каждом обострении психоза своего ближнего. Откуда можно ждать помощи, когда больной не считает себя больным и лечиться не хочет? В ПНД вам скажут, что не будут лечить, приезжать, рассматривать человека, который не осознаёт свою болезнь и не хочет лечиться. Скажут: «Учитесь с этим жить», но не объяснят, как.

Так разве это – не созависимость?

Сегодня созависимые с шизофрениками люди не имеют ВООБЩЕ никакой поддержки, они никак не влиты в социум, даже не обозначены, как группа. Шизофреник тоже не влит, но на то он и шизофреник. А живущий с ним человек выполняет функцию его единственного адаптера с этим миром. С первых дней заболевания он должен стать экспертом в данном вопросе, вот только помочь ему в этом некому.

<<  II. В чём проблема вызвать врача?

IV. Как узнать шизофрению?  >>


<< Предыдущая публикацияСледующая публикация >>

Подписаться на рассылку

Написать комментарий