Профессионализм - это приручённое вдохновение.

marina.lysyanaya

[email protected]

+38 (067) 053-63-63

БлогО себеАРТВеб-дизайн
top

Подписаться на рассылку

(все статьи)

Подписаться на рассылку

"Жить, не заботясь о завтрашнем дне" или "Эмоциональная палитра"


1463.jpg -

Мы часто ищем и находим истории успеха людей, которым всё в жизни удалось. У них много денег, их любят ближние и дальние, они уже успели напутешествоваться и уже даже не акцентируют на этом внимание. Они обеспечили безбедную старость себе и хорошее образование детям, и теперь могут наслаждаться жизнью, пописывая свои романы, сидя в любимом кресле в уютном домике у воды под сенью сосен, раз в год выбираясь в свет, к поклонникам, как говорится, «на красную дорожку».

Еще больше, и не понаслышке, а из собственного окружения, мы знаем людей умных, талантливых и трудолюбивых, которые так и не смогли добиться успеха: может быть не хватило ориентации в рынке, смелости и уверенности в себе, а может быть они просто поняли, что их любимое дело не актуально на сегодняшний день для рынка, но бросить его не захотели. Поэтому, по части финансов они, как говорится «сосут лапу» и круг друзей, и поклонников у них значительно меньше чем у знаменитостей. Почему не захотели бросать? Потому, что любят, потому что в нём их умиротворение, потому что оно даёт им чувство нужности и принадлежности себя к чему-то великому. Правда, деньги в этом не участвуют, но жизнь быстротечна, а в сутках всего лишь 24 часа и так не хочется тратить их на заработки в неинтересной, хотя и актуальной для рынка сфере. В нашем мире их принято считать неудачниками, хлопать по плечу и говорить: «У тебя всё ещё впереди!»

С успешными всё, более менее, понятно. Их биографии читаешь как рецепты достижения успеха: вставать в 5 утра, планировать день, формировать окружение, инвестировать в будущее. Всё это хорошо, когда человек изобретает средство от рака или пишет книгу о решении проблем для бизнеса. Хорошо, когда любимое дело совпадает с интересами большинства. Но что делать если человек пишет музыку? При чём, музыку не к фильмам, а симфоническую и ему нравится Сергей Рахманинов, а Ханс Циммер нравится не очень? И родственники говорят, что это ни к чему не приведёт и играть это негде и некому. И всё чем могут поддержать друзья и коллеги, это сказать: «Да, и у меня всё так же плохо как и у тебя, а у других ещё хуже, так что ты не один. Держись!»

Красный

Такая картина формирует эмоциональную палитру, когда жизнь не мила, а спасение только одно – уйти с головой в ноты, живопись, скульптуру, писательство, чтобы сменить эту унылую реальность на альтернативную, чтобы смотреть на мир через призму художественного взгляда, как на повод для размышления, как на натуру для лепки, но есть-то что-то надо и вот тут-то подкатывает эта мысль, которую подтверждают и окружающие: «Ну это же инфантилизм. Это же не серьёзно. У тебя в холодильнике мышь повесилась и за квартиру не плачено, а родительская тройка уже третий месяц напоминает об окнах, жалюзи и подарках Деду Морозу». Тогда ты и сам себя начинаешь корить, что твоё любимое занятие в котором ты раскрываешься, в котором ты как рыба в воде, которое питает твою душу - это такое … Ты находишь работу, которую ненавидишь заранее, начинаешь ходить на неё и думать вместе со всеми: «Жизнь боль. Мы - не «они». «Они» - сволочи. Мужики козлы. Дети не ценят. Родители достали. Денег нет.» Работа занимает 8 часов в день 5 дней в неделю. Ты обедаешь всегда в одной и то же, ближайшей к офису, забегаловке или ешь из судочка на своём рабочем месте. Бабы ноют, что они рабыни Изауры при своих мужьях. Я молчу в тряпочку, что тоже рабыня Изаура только ещё и единственный кормилец в семье. Вечером нужно заскочить в супермаркет, купить продуктов, чтобы дома что-то приготовить. Выходные уходят на глобальную скупку в супермаркете, генеральную уборку и готовку какого ни будь борща и жаркое, чтобы хотя бы на 3 дня хватило – всё.

Ну как же «всё»? А как же высшее художественное образование, красный диплом художественного училища, самостоятельно освоила веб-дизайн, добилась на этой ниве больших успехов, выросла до Арт-директора, научилась создавать и отливать скульптуру из гипса, делать барельеф, всё то время пока растила ребёнка, могла поддерживать достойный уровень жизни с кружками, секциями, лагерями и отдыхом на море, и это в нашей стране где кризис на кризисе?

Достойный уровень жизни

Я поняла, что есть некий уровень дохода, который обеспечивает мне безбедное существование, когда я могу не думать о деньгах. Я не стремлюсь заработать все деньги и не мечтаю даже о миллионе. Этот достойный уровень просто позволяет не считать мелочь в магазине и, при этом, что-то откладывать. Но как же мне надоело всё время об этом думать! Как выполнить эту заповедь: «Жить, не заботясь о завтрашнем дне»? Я устала посвящать свою жизнь заработкам. Хочу заниматься любимым делом!

Но вот ведь где собака порылась. Если у тебя есть достойный уровень жизни, то твоя живопись – это талант, а если у тебя его нет то она же – инфантилизм.


Ты и сам посыпаешь себе голову пеплом, когда возвращаешь на кассе товары на которые не хватило денег и бьешь себя по рукам, когда они тянутся к карандашу – ты не заслужил, не имею права, нужно сначала важные дела сделать, а это всё потом. А если это «потом» никогда не настанет – не беда, важно делать «важные дела»: быт, еда, одежда, квартплата.

Но, может быть, это наносное? Может быть это из детства? Когда родители тебе говорили: «Хватит заниматься всякой ерундой! Иди уроки делай!» Ну да, именно оттуда! Как меня угораздило, при таком отношении, поступить в художественный институт? Со скандалами. Папа был против. Он считал, что это не профессия. Мама отстояла. Потом, в силу вступает соответствие запросам: «Я могу себе позволить: сыр с плесенью, заплатить за такси, одеваться не в секонде, а в бутике». И мы сами поднимаем себе эту планку «достойного уровня», цепляемся за неё, как водоросль за корягу в бурной реке экономических кризисов, а потом извиваемся как уж на стекловате, пытаясь скрыть от самих себя, что водоросль унесло течением, а коряга осталась вне поля зрения.

Меня спасла моя Крёстная фея своим личным примером. Это моя настоящая крёстная, просто я её так называю. Я ею восхищаюсь. Она из князей во всех смыслах этого слова, и по происхождению, и по образу мысли, и по поведению. Ходит она по той же земле, что и мы, но как-то иначе. Она член союза композиторов, пишет музыку «ala Рахманинов».
------------------------------------------------------------
В начале 2000-ных её дочь поступила в наш университет Каразина, и она решила продать квартиру в Полтаве и купить в Харькове. И дочери не придётся жить в общаге и самой ей к союзу ближе. Разумеется цены в Полтаве и в Харькове отличаются, но она нашла у кого занять и заключила договор купли-продажи с условием оплаты в рассрочку. Этот кто-то её кинул и она оказалась у разбитого корыта. Договор есть, денег и обратного пути нет. Так вот, она, на протяжении нескольких лет отдавала всю свою мизерную консерваторскую зарплату в счёт уплаты долга, а сама съедала в неделю 1 банку сардин и кусок чёрного хлеба. Дочери помогал отец. Ни разу, при этом, я не видела её не то что в гневе или депрессии, но даже в плохом настроении.
------------------------------------------------------------
У неё всегда для всех находились нужные слова. Она всегда умудрялась подарить подарок, который оказывался дорогим для тебя. Это мог быть подарок ко Дню рожденья или просто по случаю встречи. Тогда я поняла, что ценность подарка зависит исключительно от вкуса. Ну и уж достоинство в ней никак не страдало. Она всегда была леди, общество которой дарит радость.

Вот чему нужно учиться! Но как же так можно? Из чего нужно делать выводы? В чём лайфхак? А в том, чтобы не отождествлять себя и своё человеческое достоинство с деньгами и ни с чем материальным. Очень важно научиться делать это, чтобы стать хозяином денег (еды, одежды, удовольствий), а не их рабом – это свобода. Она не гарантирует вам быстрый приток средств, нет здесь никакой мистики. Но это избавит вас от истерики и даст возможность построить стратегию. Отождествление своего человеческого достоинства с финансами – это, своего рода, алкоголизм со всеми вытекающими из него ломками, срывами и запоями. Избавиться от этого можно только вручную – рассуждением и убеждением себя. Это, своего рода, духовная практика. Нет таблетки, чудесным образом, исцеляющей от этого недуга. Все эти фразы: «Побаловать себя», «Да сколько той жизни?», «Надо любить себя (применительно к покупке)» - это всё ласточки алкоголизма. И любить себя надо, и баловать, но квест в том, чтобы научиться делать это без денег. Я не призываю отказаться от них насовсем, но говорят ведь, что в жизни нужно попробовать всё. Что если попробовать так? Это совсем не скучно. Это очистит вашу эмоциональную палитру, добавит в неё новых красок.

Жёлтый

Итак на сегодняшний день у меня есть: высшее художественное образование, красный диплом художественного училища, я самостоятельно освоила веб-дизайн, добилась на этой ниве больших успехов, выросла до Арт-директора, научилась создавать и отливать скульптуру из гипса, делать барельеф, всё то время пока растила ребёнка, могла поддерживать достойный уровень жизни с кружками, секциями, лагерями и отдыхом на море, и это в нашей стране где кризис на кризисе?



Я перешла на фриланс. Это было трудное решение. Никакой подстраховки, никаких гарантий. Зато большой опыт работы в веб-дизайне и общении с клиентами. Мне предстояло стать самой себе менеджером, директором и секретарём. Пугала неизвестность. Манило свободное время. Окрыляла только вера. К решению перейти на фриланс меня подтолкнул тот факт, что за год работы на фирме (а на моём счету их много), директор покупал себе машину, а мне повышал зарплату, едва покрывая, тем самым, рост инфляции – это во первых. Во вторых, мне надоело всё время куда-то бежать и быть вечно кому-то что-то должной: хорошей дочерью, хорошей матерью, хорошим дизайнером, хорошей хозяйкой. Всё вышеперечисленные качества не вписывались ни в какой временной континуум, а самое главное, не было никакой мотивации всё это выполнять, только вынужденная привычка, а так хотелось проснуться утром, почувствовать как пахнет сирень и понять какие чувства у тебя это вызывает, спокойно выпить чай, одеться, проверить почту, ответить на краткие письма и решить какой у тебя на сегодня план работы. А вечером пойти не в супермаркет, чтобы стать к плите, а в театр, чтобы послушать оперу. А борщ я и среди дня могу сварить.

В результате, у меня всё получилось. Работа наладилась. Свободного времени стало несоизмеримо больше. Доходы выросли. Воплотилась моя давнишняя мечта отдыхать 4 раза в год и сделать уже ремонт, в конце концов. Отпуска я посвящала творчеству, выходные – ребёнку. Первые 3 года были по-настоящему благодатными. Я отдавала себе отчёт в том, что счастлива прямо сейчас. Не «вот раньше было хорошо» и не «я сейчас потерплю, зато потом …», а прямо сейчас – в нестоящее время. Я сижу за удобным рабочим местом, делаю любимую работу, за окном плывёт летний вечер, тёплый ветер раздувает штору, из ретро-парка доносятся «Ландыши» в живом исполнении, все счета оплачены, все заказчики любимы, холодильник забит, отложена сумма на отдых, для полного счастья могло не хватать только солнечной погоды. Солнце = счастье – всё. При тех же исходных, это была уже совсем другая эмоциональная палитра.

Субординация или партнёрство

Большим недостатком, для меня лично, в работе на фирме является многоуровневая субординация. Дизайн должен быть утверждён сначала менеджером проекта, потом директором и только потом заказчиком. Задать вопрос заказчику я могу только через менеджера. Такая ситуация часто превращалась в «испорченный телефон» и приводила к конфликтам решить которые возможно было только при личной встрече заказчика и дизайнера, то есть меня. Со временем за мной закрепилась репутация «анти-кризис-менеджера», вскоре меня назначили Арт-директором, но мне было уже всё равно. Я почувствовала своё преимущество, поняла что и директор, и менеджер, якобы обеспечивающие мне стабильную работу и зарплату, не более чем балласт, что «плюшки» в виде кофе с печеньками и свободный график – не более чем замануха и дома это всё само собой разумеется. А ещё, перейдя на фриланс, мне никогда больше не придётся отпрашиваться с работы, принимать виноватый вид если у меня заболел ребёнок, планировать отпуск на несчастные 24 дня раз в год, выбирать между деньгами и свободным временем, надо только переступить через страх «не найти заказ».

Побороть этот страх помогает смена палитры, когда ты перестаёшь думать: «Мне бы хотя бы какую ни будь работу. Я всё сделаю в лучшем виде. Я же такой хороший исполнитель. Я докажу вам. Вы не пожалеете. Только выберите меня, пожалуйста». Во первых, для поиска работы у дизайнеров есть множество бирж, которые можно легко найти по таким поисковым запросам как: «фриланс», «фрилансеру», «работа для филансера». Можно импровизировать. Не найдёт только тот кто не попробует. Во вторых, кроме портфолио, важно общение. Быть партнёром, а не просителем. Эту позицию нужно выработать в себе и включать уже на этапе знакомства. Человеку, впервые работающему с удалённым исполнителем, всегда легче довериться авторитетному лицу, чем попрошайке. За время своей дизайнерской карьеры я поняла, что субординация – это не столько «уважение» сколько «послушание». Эти 2 понятия вообще редко пересекаются. Послушание не совместимо с творчеством, оно зашоривает, подчиняя мою волю воле заказчика и ограничивает поступление новых идей, а ему нужны именно мои идеи. Были бы у него свои – он бы ко мне не обратился.

Такая позиция естественным путём избавляет от синдрома самозванца. Мысль «Кто я такой чтобы … » забывает к вам дорогу, палитра снова меняется, открываются новые горизонты и старые башмаки начинают давить.

Зелёный

Наступил момент, когда я поняла, что засиделась на фрилансе. У всего есть обратная сторона. Я почувствовала, что иссякла в этой работе. Поняла, что мне не хватает подпитки извне. Лекции, семинары, саморазвитие – всё это хорошо, но всё это больше становится похожим на подготовку к экзамену, который я сдаю заказчику. Всё это ради него и ради работы. Я исчерпала творческую силу веб-дизайна, он перестал меня питать. Его место уже давно вытесняла скульптура. Мне хотелось признания, а не поощрения. Я хотела получать благодарность, а не удовлетворённый кивок. На тот момент у меня уже было небольшое портфолио и я решила, что пора.



Я отправила на конкурс совою первую скульптуру. Она заняла первое место на международном конкурсе в Италии. На следующий год я отправила ещё 2 работы и они тоже заняли 1 и 3 места. Моему счастью не было предела, но, не смотря на кажущуюся закономерность, я всё же относилась к этому как удаче. Я смотрела на работы конкурсантов в Италии и думала, что жюри просто соскучилось по качественному реализму в этом море абстракции, не требующей специального образования. Со страхом и трепетом я отправила работу на украинский фестиваль где есть школа и всё ещё приветствуется мастерство и тоже заняла призовые 1 и 2 места. Разумеется, я отправляла на конкурсы лучшие из имеющихся работ, которые создавались долго, продумано и по вдохновению. Никогда до этого я не участвовала в тематических конкурсах, посвященных современной теме и вот я рискнула.

Я автор дерева

Волонтёры объявили конкурс на создание памятника воинам АТО, я приняла в нём участие и вышла в полуфинал. Финал так и не состоялся. Звучали голоса о том, что рано ставить памятник пока война не окончена и я с этим полностью согласна, но я отнеслась к заданию как художник и предложила посадить дерево. Помню как в зале, где проходило тайное голосование звучали реплики: «А где автор дерева?» Эта фраза как будто, на мгновение, делала меня ближе к настоящему Создателю всех деревьев. Показывали на меня, человек оборачивался и я видела как ему нравится моя работа. Это было так прекрасно, что мне даже не хотелось откупорить бутылочку шампанского, чтобы отметить.



Цвета в палитре раскладываются по кругу. Она работает так как вы её настроите и никогда не заканчивается. С её помощью можно переходить на новые небеса, как Чайка по имени Джонатан Ливингстон из повести Ричарда Баха и наслаждаться и наслаждаться новыми гаммами.


<< Предыдущая публикацияСледующая публикация >>

Подписаться на рассылку

  • Kirill Zotov

    30.05.2018
    А разве так можно? В 2018м живемс...

Написать комментарий