Особенности национального мировоззрения
Недавно закончила читать очередной роман Орхана Памука "Музей невинности". И, как мячик, вынырнувший из воды, передо мной возникло воспоминание о давно виденном фильме "Весна, лето осень, зима ... и снова весна".
2 философии, 2 мировоззрения продиктованных древними традициями и формировавшихся веками с минимальной ассимиляцией (относительно Европы) - арабское и японское.
Сравнивая эти миры, я могу описать парой слов чем они характерны. Это как вкус или цвет.
Арабы - невинность.
Японцы - отделение себя от системы.
И там и там есть жесткие, установленные правила.
И в том и в другом мире человек всегда на виду и, как и в нашем мире, прав он или нет, решают общественные устои.
Разница в самих правилах.
В арабском мире человек существо общественное, он даже думать не может ни как все.
В японском, социальные правила изволь исполнять, но твоя душа принадлежит только тебе.
У араба никогда нет его личного дела. Всё что он делает - зачем-то и/или для кого-то. Во всяком случае так он должен объяснять свои действия. Ему/ей совершенно не может понадобиться просто пройтись по улице. Можно только с другом, куда-то и по делу. Это касается даже развлечений. Уединиться без дела - это странно и заслуживает беспокойства близких. Все всегда должны быть в курсе чем ты занимаешься, куда ходил и где был в ночь с 31-го на 1-е.
Для японца тайны уместны и уважаемы. Это личное пространство. И, даже, в толпе он имеет на него право. Можно принимать ванну вдвоём, не будучи при этом вдвоём и это показатель культуры, а не безразличия или уж тем более разврата.
Мне всегда бывает интересно рассуждать о том чья позиция ближе к христианству?
Арабское служение окружающим или японское хождение перед Богом?
В книге Орхана Памука рассказывается о любви мужчины и женщины, длившейся 6 лет. И всё, чем они могли её выразить - это взгляды украдкой в присутствии родителей. Даже речи быть не могло о том, чтобы развестись с мужем, который знал об их любви, сбежать или тайно встречаться. Это всё недопустимый позор.
Но, что характерно, автор книги всё время повторяет, что если бы не эти запреты, то многого в жизни он бы не понял. Он видел в этом смысл и был благодарен. И, если бы он их нарушил, то не было бы ему ни прощения, ни покаяния даже от самого себя.
В исламе вообще нет покаяния, а ведь его отсутствие делает любой грех смертным. Согрешивший человек может вернуться на путь истинный и начать жить как велит Аллах, но нарушение закона неизменно карается наказанием, и они рубят руки и забивают грешников палками и камнями. Это делает страшной саму мысль об отступлении. Они сами себя лишают права на ошибку. В их понимании лучше даже не экспериментировать, не рассуждать и не углубляться в суть вещей (может быть поэтому они не изображают человека), сказано носить косынку, не смотреть в глаза юноше и девушке, мужчине не работать женским врачом, не носить шелковый халат, а носить шёлк только женщинам - и не о чем тут больше рассуждать. А будешь хорошо себя вести получишь на том свете 40 девственниц. Мне кажется, что именно эти запреты делают верных детскими и бесхитростными.
А ведь в Библии сказано: "будьте как дети".
Есть ли другой рецепт быть как дети кроме как бояться греха?
Ислам принимался как очищенная форма христианства, где люди приняли веру и им не нужно покаяние потому, что ... ну они же приняли веру.
Мне это напоминает примитивное искусство. Для сравнения, возьмём реализм в живописи.
Если в реалистической живописи возможно изобразить разруху "Последний день Помпеи", батальные (отнюдь не всегда пафосные) сцены, быт русского народа у передвижников, то у Марии Приймаченко всё прекрасно. В картинах примитивистов не может быть плохо, там всегда буйство цвета, восторг и "кружева" - это Плезантвиль, Эдем, Земля обетованная.
Мне кажется, что примитивизм можно назвать иллюстрацией к исламу.
Тут, даже, не нужно далеко ходить за Марией Приймаченко. Достаточно знать традиционное творчество арабов - это только орнаменты. И, даже, когда они позволили себе изображать людей (взять хотя бы того же Бобурнома Расмлари) то и эти люди были выполнены как орнамент - наскальная роспись в национальных одеждах.
В Японии, если ты нарушил честь то должен, именно должен, совершить сэппуку, но ты останешься уважаем потому, что заплатил цену, а значит знал на что шёл и тем более возвышена твоя "неправильная" любовь, будь это даже инцест или адюльтер.
В современной Японии нет традиции самоубийства, хотя о правилах все помнят.
Но японцам всегда интересней, что понял человек, выйдя за рамки традиции, чем суд над ним.
Когда-то смотрела японский фильм снятый по реальным событиям о двух любовниках.
Она так любила его, что во время полового акта задушила его поясом, отрезала гениталии, чтобы ни когда с ним не расставаться и носила их в дамской сумочке. Попала в милицию, была осуждена, но только на 6 лет колонии вместо 10-ти, хотя сама для себя просила смертной казни. Через 5 лет её амнистировали. Её объяснения, почему она так поступила, растрогали следствие. Её судебные процессы стали бестселлерами. О ней сняты фильмы и написаны книги. И, если ей не нравилось, что автор какой-то из книг описывал её как сексуальную извращенку то она судилась с ним.
Это же надо было ТАК мотивировать свой поступок ... так прожить и так думать.
Как в этом случае вела бы себя арабская общественность и милиция?
Сомневаюсь, что в арабском мире ей бы дали слово.
Японский фильм "Весна, лето, осень, зима ... и снова весна" по сути проповедует христианство, но по-японски. Главной канвой в нём проходит идея преступления и наказания. А именно "судьи кто?" и кто палач?
Учитель, желая привить ученику чувство ответственности, наказывает его за проступок, не дав ему прощения.
В результате, это наказание оказывается проклятием, которое пускает корни и прорастает новым преступлением.
Став взрослым, и искупив совершённое им преступление (убийство) сроком в тюрьме, ученик становится учителем, берёт себе ученика и воспитывает его так же, как воспитывали его. С той только разницей, что суд и наказание за него он предоставляет Богу. Он возносит статую Будды на гору, откуда равно видны все деяния и ученика, и учителя. Это ли не христианство?
Рассказ об особенностях национального мировоззрения можно продолжить на примере ещё более парадоксальных евреев и мусульман. Парадокс заключается в том, что и те и другие - семиты. То есть где-то в генном коде они должны быть братьями. И удивляет меня в них не политическая вражда, а разность мировоззрения.
Тут тоже 2 цвета:
Мусульмане - бесхитростны (рассуждают в одной плоскости) иногда кажется, что двухмерны.
Евреи - очень хитры.
Был у меня один заказчик мусульманин. Для него не существовало такого понятия как "здесь получилось не очень хорошо" или "вот тут надо исправить". При малейших ошибках и неточностях он орал на меня благим матом: "Вор, мошенник, верни предоплату!!!" Потому, что он не предполагал, что разработка сайта - это совместная работа с дизайнера с заказчиком. Он рассуждал так: "Я заплатил, и я получу". Глобально это верное утверждение, но между "заплатил" и "получу" есть много этапов сотрудничества. Для его понимания это было слишком сложно.
И другой пример - евреи. Как делает заказ еврей.
Разработка дизайна состоит из нескольких этапов работы. Это как в уравнении: для того, чтобы решить вторую часть уравнения нужно сначала решить первую. Людям не первый раз сталкивающимся с индивидуальной разработкой дизайна эти этапы известны. Так вот заказчик-еврей говорит так: "Меня мало волнует первый этап задачи, я хочу посмотреть, на что вы способны на втором этапе. Я готов перевести предоплату с тем, чтобы увидеть именно вторую часть дизайна. Первая меня не интересует. Если хотите можете начать с первой. Если не можете без неё обойтись то это ваши проблемы, меня интересует вторая и, если она мне понравится то я оплачу и третью."
Разумеется, зная такие особенности национальной психологии, я отказываюсь от сотрудничества и с теми и с другими.
Но, ради бога, не стоит упрекать меня в шовинизме. Я его не проповедую, а как раз, стараюсь разобрать его на составляющие, чтобы сровнять с землёй.
У моих русских и украинских собратьев тоже есть свои невыносимые черты характера, но они, по крайней мере, предсказуемы, я знаю, что с ними делать и как предупредить.
Кто осведомлён - тот вооружён.
И, если ни чего не путать и не ждать от человека того чем и кем он не может быть то и конфликтов будет меньше.
Написать комментарий