Неправильные вопросы
Не каждый день у меня День учителя, ох не каждый. Бывают и клинические случаи, причём, даже среди давно знакомых учеников, не раз радовавших своими успехами. Как спросят что ни будь, так выпадаешь в крупный творожистый осадок. Я-то думала, что мы уже все эти этапы прошли, но нет. Пробелы догоняют и накрывают. Но я даже когда училась не могла себе позволить задать такой вопрос учителю.
Сейчас, конечно, модно говорить, что любые вопросы можно и нужно задавать, что любой человек имеет право, а твой ученик так особенно. В этом ценность, он не молчит, он спрашивает. Но ребята, некоторые вопросы свидетельствуют о том, что человек даже не подумал, даже не попытался. И не всегда он сам в этом виноват.
1) Это эпоха гаджетов, когда куча вопросов решается нажатием одной кнопки и никому в голову не приходит сделать больше одного действия, чтобы достичь какой-то, пусть маленькой цели, когда задуматься и провести причинно-следственную связь – это тоже действие, когда любой ответ можно найти введя запрос. Но гугл знает не всё.
2) Это бесконечное количество коучей (ну тут ничего не попишешь и не запретишь, а такой вид цензуры ещё не придумали), которые обещают тебе научить всему за 3 месяца: иностранному языку, дизайну сайтов, рисованию фигуры человека, как убрать лишний вес, справиться с депрессией и заработать миллион долларов. Эти семинары не посещают (ибо дорого), но в их эффективность заочно верят. Не могут же все ошибаться, а там столько отзывов и столько фото у собственной Ламборджини, приобретённой только в первый месяц занятий.
Так что же это за вопросы, которые меня так выбешивают?
А вот что: как смешивать краски? Или ещё хуже, какие краски смешать, чтобы получить тень на этой тыкве?
Ну казалось бы, кому же ещё задавать эти вопросы, как не мне?
А никому. Их никому не надо задавать.
Много раз, перед каждым уроком живописи напоминаю о том, как вести палитру. Начинаем с самого понятного, например, с лимона. Он спектрально жёлтый. Берём его прямо из баночки. Потом находим близкий к нему, например розовую драпировку. Добавляем в имеющийся замес жёлтого цвета на палитре краплак и получаем нужный персиковый, потом в этот замес добавляем оранжевый с охрой, чтобы взять свет на тыкве, в этот же замес добавляем фиолетовый, чтобы взять рефлекс на фиолетовой драпировке, лежащей перед тыквой, потом в получившийся замес добавляем краплак и охру красную и вуаля – у нас получилась прекрасная тень на тыкве. Какие цвета я туда смешала я уже не помню. Может быть были и другие краски. Сколько именно краски я добавляла в палитру? По ситуации. Это нельзя измерить и назвать в цифрах. Цвет нужно искать. Не брать из баночки, а смотреть на палитру и думать, какого не хватает, чтобы получился нужный. Это же вам не раскраска. Наша задача цветовая гамма, а её нельзя выстроить, не умея вести палитру. Все занятия по цветоведению посвящены тому, чтобы вы научились подбирать цвет самостоятельно, ибо не бывает здесь в такой степени готовых ответов. Такие вопросы наводят меня на мысли, что всё предыдущие занятия прошли зря. Гоню их конечно, списывая всё на предновогоднюю депрессию, но потом начинается:
- А у меня не получается так, как у Вас.
- Так ты воды много льёшь.
- А сколько надо воды?
Ребята, вы что обалдели? Вам в кубиках или в миллилитрах? Может быть шприцами будем мерить? Нет такого измерения, сколько надо воды. Нужно столько воды, чтобы получилась нужная консистенция. Вы купили мётлы 12 размера от Rubloff за 500 грн. и думаете, что бренд гарантирует вам качество? Нет. Пост про кисти у меня ниже. 45 грн. стоят 5 штук в детском отделе Сильпо и нормально ими писать.
У меня есть 2 шестилетних ученика, которые занимаются со мной по скайпу. На прошлом уроке им впервые купили гуашь (до этого были только восковые мелки, фломастеры и детская акварель). Вы думаете они спрашивали у меня, что с ней нужно делать? Нет. Они открыли, понюхали, макнули туда кисточки, макнули слишком глубоко, вытащили кисточку из баночки и смотрели, как капля краски капнет неважно куда на стол/палитру/бумагу, размазали упавшую каплю пальцами, облизнули руки (гуашь не ядовита, даже если на ней не написано, что она съедобная), пошли помыли руки, начали рисовать ею. Через какое-то время я попросила показать, что получилось, но им сложно было поднять рисунки и показать их на камеру, потому что они налили слишком много воды. Тогда я сказала, что гуашь должна быть, как сметана.
- А какая сметана? – спросила 6-ти летняя девочка.
- Разве ты не знаешь, какая сметана? У вас дома есть сметана? Можешь посмотреть?
И это надо было видеть )) Брат с сестрой с деловым видом пошли к холодильнику смотреть, какая сметана. Нашли сметану, показали мне открытую пластиковую баночку ))) я попросила их посмотреть внутрь и с этого момента они добавляли в краску нужное количество воды и по первому требованию могли показать, что у них получилось. В них ещё жив тот первобытный исследовательский зуд, который умирает в людях с облегчением жизни - увы.
Вопрос: «Сколько воды нужно добавлять в акварель?» и «Как смешать какой-то цвет?» - это не просто не институтский уровень – это отказ задуматься над элементарными вещами. И я, в данном случае, не считаю нужным входить в положение и соглашаться с этой инертностью. Я всегда в таких случаях задаю вопрос в ответ: «Ну и из каких же цветов состоит цвет тени на тыкве?» - и ответ находится, причем правильный, вот что важно. Он есть, но его даже не потрудились достать из головы.
Написать комментарий