Профессионализм - это приручённое вдохновение.

marina.lysyanaya

[email protected]

+38 (067) 053-63-63

БлогО себеАРТВеб-дизайн
top

Подписаться на рассылку

(все статьи)

Подписаться на рассылку

«Из фрилансеров в дауншифтеры» или «Дауншифтинг наоборот»

Опубликовано в журнале "Фокус" от 05.11.17


«Из фрилансеров в дауншифтеры» или «Дауншифтинг наоборот»

ФРИЛАНСЕР(англ. Freelance - свободное копье), freelancer – свободный художник. Удалённый работник, предлагающий свои услуги, пользующийся в поисках работы платными ресурсами, саморекламой, сарафанным радио.

ДАУНШИФТЕР (англ. down shifting) – сдвиг вниз. Нередко это прозревший офисный планктон, которому в какой-то момент становится отвратительно ежедневно ходить на работу. В таком случае дауншифтер увольняется с прибыльной, но противной ему работы и либо идет на менее прибыльную, но интересную ему, либо занимается фрилансом, либо вообще все бросает и уезжает в Гоа/деревню.

Заметили подвох ещё в заголовке? Куда уж ниже чем фрилансер? Фрилансер, это что? Интроверт в полосатой тельняшке, с пирсингом в носу, тоннелями в ушах, жвачкой во рту, полголовы лысая. Пол не уточнила неслучайно. Сидит на продавленном кресле в полулотосе с ноутбуком на коленке, жатый марлевый шарф окутывает тендитную шейку, в наушниках жужжит какой-то психодел, банки кофе уходят одна за другой, три ночи не спамши - скоро дедлайн.
И куда ж ещё ниже-то?
Отвечаю: я пошла преподавать. Среди моих друзей и знакомых, всех без исключения, эта новость произвела WOW-эффект.

- Преподавать?! Так это же круто! Я тебя поздравляю!
- Что круто? У меня полставки от минималки. У меня доход понизился как минимум раз в 5, а то и в 7.
- Ну и что? За то это официальное трудоустройство!
- Ну и что? Я всё равно не успею отработать стаж положенный для пенсии.
- Так зато теперь ты сможешь оформить субсидию!
- Ну и что? Лучше платить коммуналку без субсидии с нормальным доходом, например 10.000 грн. минус 3.000 грн. = 7.000 грн. на жизнь. Чем получать 1600 грн. и с них ещё хоть что-то платить. Уж куда ниже-то?
- … (задумчивая пауза с не сходящим восторгом на лице) Ну и зачем же ты туда пошла?
- Да, как-то, засиделась я на фрилансе, по людям соскучилась. Хочется напитаться новым общением, сменить формат деловых отношений. На фрилансе круг общения один – бизнесмены.
- Бизнесмены … (протяжный вздох и глаза в потолок).
- Да. И ты у них всё время как будто на экзамене. Ты всё время что-то должен: сроки, нереальные требования. Тебе все время приходится доказывать свою правоту, потому что твои слова всё время ставят под сомнение, ведь ты ВСЕГО ЛИШЬ фрилансер, а тут ты прав потому, что ты преподаватель. Ты лучше знаешь как надо, потому что у тебя статус. Теперь я официально Марина Васильевна и мне от этого хорошо. Я как будто вышла из под прицела всевидящего ока дедлайна.
- Ну вот видишь!

Вижу, и совсем не против такого уважительного отношения к преподавателю. Я против, во первых, таких маленьких зарплат для уважаемой профессии, а во вторых, я против клише, делающего профессию менее уважаемой чем другие. Принято считать, что фрилансер – это такой чудак, который не ужился с коллективом в офисе или временно-безработный, перебивающийся мелкими заказами за еду.

 

Парадокс заключается в том, что по устоявшемуся мнению общественности, переход с фриланса в преподавание, выглядит значительным карьерным ростом. Но с экономической (финансовой) точки зрения, он выглядит именно как дауншифтинг. Мы получаем феномен «дауншифтинга наоборот».


За 6 лет моего пребывания на этой ниве отношение к фрилансеру не изменилось. Изменилась моя жизнь: я позволила себе ремонт, недешёвое хобби (скульптура), больше свободного времени, больше общения с ребёнком, спать сколько захочу, любые платные курсы и кружки для ребёнка, а так же качественный отдых, одним словом, всё то, чего не могла позволить себе когда ходила на работу. Это были успешные 6 лет, но цена … Я больше не могу философски относиться к этой фразе:

- Мы с вами раньше никогда не работали. Давайте вы сделаете нам визитки с логотипом, а если нам понравится то мы у вас сайт закажем.
- Но вы же видели моё портфолио.
- А вдруг оно не ваше?

Помню как на заре своей дизайнерской карьеры меня аж подстёгивали такие моменты. Я думала: «Да, конечно, я вас сейчас удивлю и вы сами поймёте на сколько зря вы во мне сомневались». Сейчас слышать такое просто обидно. Проходит время и хочется получить дивиденды, бонусы за накопленный опыт, подтверждение своего статуса. Надоело каждый раз доказывать, что ты не верблюд, но такой момент на фрилансе не наступает никогда, сколько не трудись. Только постоянные заказчики греют душу бесконечными кредитами доверия и стопроцентными предоплатами. Зато в сферу преподавания стоит только попасть и ты уже на пьедестале. А ведь исходя из этих клише мы выбираем детям профессию, определяя её престижность. Мы знаем «певичек» и «актёришек», но не знаем «юристиков» и «врачишек». Последние более уважаемы, хотя далеко не всегда этого уважения заслуживают. И слава Богу, что не знаем. И это прекрасно, что к «фрилансеру» и «веб-дизайнеру» не клеятся уменьшительно-«ласкательные» суффиксы. Это хорошо, что у медиков и преподавателей рабочий стаж для получения пенсии меньше чем у других профессий. Кто-то понял, что из за нервной работы организм изнашивается и ему положена компенсация в виде отдыха. Уверена: если бы кто-то исследовал профессию дизайнера-фрилансера, его рабочий стаж был бы определён в 10 лет + научная пенсия без всяких диссертаций, потому что каждый проект – это защита кандидатской.

Чему я научилась на фрилансе

  1. Я поняла, что субординация – это не синоним слова «уважение», а синоним слова «послушание». Причём 2 этих понятия в принципе редко пересекаются.
  2. Дизайнер является не исполнителем воли заказчика, а соавтором и партнёром на время работы над проектом. Дизайнер лучше знает как сделать правильно иначе не существовало бы такой профессии.
  3. Мнение заказчика приоритетно, но он не всегда прав иначе он мог бы всё сделать сам.
  4. Никогда не надо работать за «любые деньги», даже если вы только что закончили ремонт или приехали с отдыха, ребёнок ещё не одет и не собран в школу, а соседи, в срочном порядке, собирают деньги на ремонт подъезда потому что в ваше отсутствие тут трубу прорвало. Это ловушка, которая затягивает в трясину низкооплачиваемой работы.
  5. Работа должна доставлять удовольствие. У вас всегда должна быть сверхзадача – то что вы хотите сделать в дизайне ради себя. Помимо необходимых функциональных элементов, предложите свою уникальную идею, которую вы всегда хотели воплотить. Не получится в этот раз – получится в другой. Дерзайте!
  6. Не следует связываться с неадекватным заказчиком, даже если денег нет совсем. Сейчас у вас нет только денег, а потом не будет сил, времени, нервов и денег тоже. Ищите работу, но не паникуйте. Если вы пребываете в постоянном поиске и саморекламе то хорошая работа обязательно вас найдёт.
  7. Разделяйте обязанности. Нанимайте людей на ту работу, которая не нуждается в вашем участии. Это экономней чем делать всё самому. Да, придётся делиться, но ведь всех денег и не заработаешь.
  8. Не пытайтесь сделать все дела сегодня, даже если вы пообещали себе завтра выходной. Фрилансера всегда может выдернуть из выходного постоянный заказчик, которым он дорожит. Помните - человек работает, чтобы жить, а не живёт чтобы работать.
  9. Планируйте время! Фрилансер, не разделяющий обязанности планировать своё время не может. Он находится в постоянном поиске работы и ему в любой момент может позвонить или постучаться в скайп новый заказчик и тогда придётся отложить все планы и уделить внимание потенциальному клиенту. Один в поле если и воин, то очень уставший. У успешных людей всегда есть команда.

Как мне хотелось преподавать

За время работы веб-дизайнером я прочитала столько ликбеза заказчикам, что могу говорить о дизайне 2 часа кряду без бумажки, подготовки и перерыва, а если будут вопросы то, при наличии горячего чая, могу задвинуть ещё часика на 4. По мере того как я оттачивала своё ораторское искусство и дар убеждения, мне всё больше и больше хотелось выступать с кафедры или трибуны. Время общения с фрилансером не стоит ничего, хотя и затягивается, порой, на несколько часов. Юристы берут за такие консультации долларов по 20 в час, на фирмах есть специально обученные менеджеры для подобных согласований, у фрилансера всё это входит в стоимость дизайна. Или не входит. Как договоримся, ведь с фрилансером торг всегда уместен. И вот это-то как раз и надоело. Хотелось получать деньги и признание именно за багаж знаний. Хотелось, чтобы меня слушали не только с удивлением, но и с благодарностью. Хотелось, чтобы на моих знаниях кто-то рос, а не только зарабатывал. Хотелось формировать личность в жизни, а не только дизайн в фотошопе. Вот как мне хотелось преподавать!

Но в этой области я совсем не могла заниматься саморекламой, да и поиски мне казались бесполезными, ведь у меня не то что степени нет, но даже официального педагогического стажа. И тут меня, вероятно, услышало Мироздание. Наверно, я очень громко хотела. Началось всё с того, что меня нашли друзья друзей для преподавания в частной мастерской. Это уже что-то, но это не официальный стаж. Потом меня нашла компьютерная академия, я прошла у них собеседование и тестовое занятие, но устроиться на работу так и не пришлось так как из за кризиса они передумали расширяться. Потом меня нашла жена моего школьного одноклассника с которым я ни разу не виделась после школы и сказала, что у них в школе есть вакансия учителя рисования. Но туда меня тоже не взяли не смотря на горячее желание директора, потому что у меня высшее ХУДОЖЕСТВЕННОЕ образование, а нужно высшее ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ. Поэтому министерство образования сочло более правильным тот факт, что рисование у детей уже третий год преподаёт учитель истории с высшим педагогическим. Это всё произошло в один год, при том что я не проявляла никакой инициативы в данном вопросе, кроме фонтанирующего желания. И вот наконец, мне предложили преподавать в том же училище в которое поступил мой сын после школы, и было это хорошо. Не пригодилось педагогическое, хватило художественного.

И вот когда нашим детям приходит время поступать в ВУЗы, мы окидываем взглядом денежные профессии и понимаем, что никто не учит быть аквизором, байером, спичрайтером, продюсером, девелопером и/или дилером. Мало того, считается, что в эти профессии идут «пройдохи-однодневки, у которых на уме только бы урвать», а уважаемые профессии «урвать» не хотят, они всего себя хотят положить на алтарь служения людям, как например, учитель. Да, современные профессии, в большинстве своём, связаны с юриспруденцией и продажами, но экономического образования для них недостаточно, везде присутствует своя специфика. Продавать дома – это одно, продавать ценные бумаги – другое. Продавать курсы и тренинги – совершенно третье. Разумеется, чтобы устроиться на такую престижную работу необходим опыт. Уже смешно. Где ж его взять, если нет даже образования, но рынок требует и тут вступает в силу «синдром талантливой племянницы», когда на работу берут просто хорошего человека, который хотя бы не украдёт. Обучаться ему приходится, что называется, «в бою» и, в результате, у него это получается, но пока он это делает у нас в стране всё происходит через … в общем не как «у них». Руководители фирм уже поняли: для того, чтобы получить хорошего специалиста, его нужно обучить, у них это тоже получается и оказывается, что для приобретения новой профессии совсем не обязательно сидеть 5 лет в институте. Кстати, только у нас иностранный язык учат всю школу, потом весь институт и в результате знают что «LondonisthecapitalofGreatBritain», а потом, когда припечёт, идут на курсы, чтобы таки выучить. Во всём мире иностранный язык учат год. Потом только самообразование в языковой среде.

Дети чувствуют всё это, как будто, спинным мозгом и не хотят учиться. Когда мы учились (1984 – 1991) быть отличником считалось нормальным, их было 5-10 человек в классе, хорошистов было 10-15, 3-4 троечника (и это был уже почти позор), а двоечников 1 или 2 и то не в каждом классе. Это считалось аномалией, проблемой учителя и школы. Чтобы быть двоечником нужно было хронически прогуливать и хулиганить. В классе моего ребёнка (выпуск 2017) было 3 или 4 двоечника (оценки 3-4), большая половина класса троечники (оценки 4-6), несколько хорошистов (оценки 7-9) и ОДНА отличница. Она призналась, что дома только спит и ест, всё остальное время проводит в школе и у репетиторов. И продолжаются эксперименты с независимым тестированием. То его назначают в 11 классе, то в 9-ом. ЗНО напишут не все и пойдут дети в те институты в которые попадут: на инженера, физика, математика, кто-то попадёт в педагогический. Пока будут учиться, будут подрабатывать баристами и сейлзменами, а потом будут устраиваться на работу промоутерами, копирайтерами и имиджмейкерами.

Новые профессии появляются каждый день. Система образования не может подстроиться под них в мгновение ока, но пока она будет меняться, такой «дауншифтинг наоборот» станет, если не системой, то правилом хорошего тона. Хочется пожелать родителям не пугаться. Пусть новые веяния не станут очередной причиной конфликта отцов и детей.


<< Предыдущая публикацияСледующая публикация >>

Подписаться на рассылку

Написать комментарий