Ехал трамвай
1. НАТ. ПРОМ ЗОНА. КРУГ ТРАМВАЯ. НОЧЬ
Стремительные шаги, периодически переходящие в бег, учащённое дыхание, вокруг нет ни одного фонаря. РИТА бежит по тропинке через лесополосу, периодически оборачиваясь видит за собой мужской силуэт в джинсовой куртке с высоко поднятым воротником так же стремительно следующий за ней. У него на руке мелькает подсветка смарт часов. Она приближается к спасительному пустому трамваю - единственному источнику света. Забегает в последнюю дверь, садится на заднее сидение. Следом за ней в первую дверь заходит ВОДИТЕЛЬ ТРАМВАЯ.
ВОДИТЕЛЬ ТРАМВАЯ
(Увидев девушку)
Конечная!
Рита не трогается с места, пристально глядя на кабину водителя, в надежде что не придётся выходить из трамвая. Водитель трамвая заводит мотор, выглядывает в салон и раздражённо повторяет.
ВОДИТЕЛЬ ТРАМВАЯ
Конечная!
РИТА
Да, я знаю, а можно я останусь. Мне в ту сторону ехать.
Рита копошится в сумке в поисках кошелька, достаёт кошелёк, выскребает из него мелочь на билет.
ВОДИТЕЛЬ ТРАМВАЯ
Девушка, я шо, непонятно выразился? Посадка там!
(показывает рукой в сторону посадочной остановки)
РИТА
Ну пожалуйста.
ВОДИТЕЛЬ ТРАМВАЯ
Так, я не понял, шо, высаживать? Так я щас высажу!
(Говорит с матом)
Рита возвращает кошелёк в сумку, собирается выходить, но останавливается на нижней ступеньке двери, оглядывает местность в поисках силуэта, но никого не видит и на цыпочках покидает вагон. Она пересекает круг трамвая, проходя по кочкам застывшей после дождя грязи, вляпываясь в лужу, не видя в темноте даже земли под ногами, но не включает фонарик на телефоне, боясь выдать себя. Увидев вдали посадочную остановку, освещённую единственным в округе фонарём, она ускоряет шаг. В это время мимо неё проносится трамвай. Она бежит за ним, но он проезжает остановку, не останавливаясь, так как на ней никого нет, хотя она и так не успела бы на него, даже если бы он на минуту остановился и открыл двери.
Ей ничего не остаётся, как добрести до остановки и ждать следующего.
2. НАТ. ПРОМ ЗОНА. ПЕРВАЯ ОСТАНОВКА ТРАМВАЯ. НОЧЬ
Стоя на остановке, Рита слышит звуки драки в лесопосадке. Она решает спрятаться под навес остановки, чтобы её не было видно в свете фонаря, но натыкается на бомжа, спящего на лавочке. В темноте остановки не понятно дышит он или нет. Она обходит остановку с другой стороны, чтобы оказаться в её тени. В это время мимо неё проходят пьяная компания. Двое тащат под руки третьего. Она провожает их взглядом и тут же вздрагивает от голоса сзади.
МУЖЧИНА ЛЕТ 50-ТИ
Девушка, а трамвай давно был, не знаете?
Рита облегчённо выдыхает, видя перед собой не пьяного не матерящегося не бомжа.
РИТА
Только что ушёл. Там...
(показывает головой и рукой в темноту остановки)
МУЖЧИНА ЛЕТ 50-ТИ
А, да это местный. Обычное дело.
РИТА
Он хоть живой? Может ему вызвать...?
МУЖЧИНА ЛЕТ 50-ТИ
(заглядывает в остановку)
Да вызывали уже. Живой. Но это не на долго при таком образе жизни. А вы здесь чего одна в такое время? У нас тут район...
(мужчина не одобрительно качает головой)
РИТА
Автобус. Билеты были только на это время.
МУЖЧИНА ЛЕТ 50-ТИ
Понятно.
Подъезжает трамвай. Они заходят в трамвай и садятся в разные стороны вагона.
3. ИНТ. САЛОН ТРАМВАЯ. ПЕРВАЯ ОСТАНОВКА. НОЧЬ
Освещение в салоне мигает. На заднем сидении полулежит алкаш. Из кабины водителя звучит шансон.
Из окна трамвая открывается вид окраины города. С одной стороны, в двадцати метрах параллельно трамвайной линии видны покосившиеся одноэтажные домишки, соединенные полупрогнившими заборами. В некоторых окнах горит свет, некоторые заколочены, некоторые просто разбиты. В них, через сорванную крышу видно небо и огромные сорняки, выросшие внутри дома. Между трамвайной линией и домами в траве продавлены кривые борозды от машинных шин. Некоторые из них поворачивают в проселочные улицы. В бороздах, и на поворотах, стоят неусыхаемые лужи. На поворотах они особенно широкие. Рядом с некоторыми домами лежат насыпи песка, поросшие бурьяном, ржавые трубы, разбросаны кирпичи. Вдоль дороги в жидкой редкой траве лежат, гнилые доски, в грязи валяется кукла с оторванной головой, проржавевшая рама от велосипеда с одним гнутым колесом, шины, консервные банки.
С другой стороны трамвая, в лесопосадке с плохонькими деревцами валяется убитый, рваный, продавленный, насквозь промокший диван. Рядом с ним шины и гнилая фанера. Жалкая попытка сделать место отдыха, уже изрядно пострадавшее от дебошей. В пяти метрах от него валяются поломанные старые стулья, ещё в десяти метрах опрокинутое раздолбанное кресло, которое просто выбросили. Лесопосадка закидана пивными бутылками, баклажками, шприцами, пластиковыми пакетами, бумажками.
Трамвай подъезжает к остановке, которая не обозначена даже лавочкой. Через открытую дверь видна переполненная заплёваня урна вокруг которой раскидан непоместившийся в неё мусор. За мусоркой виднеется гряда круглосуточных ларьков и ганделыков. Ларьки вкривь и вкось заклеены рекламными постерами. Подсветка на ганделыках и крошечных магазинчиках мигает, выдавая поломку. Некоторые буквы в названиях отсутствуют.
4. ИНТ. САЛОН ТРАМВАЯ. ВТОРАЯ ОСТАНОВКА. НОЧЬ
На остановке заходят люди. Группа заводчан, большой толстый лысый мужчина с сипящим дыханием, девушка, вульгарно жующая жвачку, полная женщина, по виду завскладом, которая всем своим видом никого здесь не боится, тощий парень в чёрном капюшоне, натянутом на голову. Зайдя в трамвай, он быстро занимает место, влипает в сидение и ещё глубже прячется в капюшон, как будто боится себя выдать. Сидит неподвижно, не подавая признаков жизни (похож на наркомана) + ещё несколько человек массовки.
На сидение рядом с Ритой вваливается молодой человек в джинсовой куртке с поднятым воротником и смарт часами на руке. Она узнаёт в нём преследовавший её силуэт. Он закидывает руку на спинку её сидения, окидывает её шутовским взглядом и спрашивает.
ПАРЕНЬ
И что такой красавице не спится в такую рань?
Рита перепугано отворачивается в окно, прижимаясь к стеклу, демонстрируя нежелание общаться. Он отступает, видя её нежелание, убирает руку из-за её спины, но не пересаживается.
Заходит парень, который расплачивается Е-тикетом. Он достаёт карточку из заднего кармана джинсов, yе замечая, что у него выпоали 50 грн. Толстяк поднимает их и озираясь на присутствующих, кладёт их себе в карман. Все смотрят в окно и делают вид, что ничего не заметили. Только Завскладом смотрит ему в глаза. Он замечает её взгляд и говорит.
ТОЛСТЯК
Повылазило?
Завскладом отворачивается в окно с возмущённым выражением лица. Никто не говорит парню, что у него выпали деньги.
Трамвай качнуло и один из заводчан падает на толстяка.
ТОЛСТЯК
Смотри куда прёшь!
(грубо отталкивает заводчанина)
ЗАВОДЧАНИН
Та не заводись.
ТОЛСТЯК
Рот закрыл!
Друзья-заводчане разнимают спорщиков.
5. НАТ. САЛОН ТРАМВАЯ. ТРЕТЬЯ ОСТАНОВКА. СВЕТАЕТ
Трамвай останавливается на остановке. В первую дверь заходит контролёр явно с бодуна. Обилечивает, повисая на поручнях. Заглядывая в первую дверь, женщина спрашивает Водителя трамвая.
ЖЕНЩИНА
Скажите, по какому маршруту идёт трамвай?
ВОДИТЕЛЬ ТРАМВАЯ
Я тебе что справочное бюро? Читать надо!
Вагон трогается, забывая кого-то в двери. С задней площадки слышны крики.
ГОЛОСА С ЗАДНЕЙ ПЛОЩАДКИ
Подождите, человека забыли!
ВОДИТЕЛЬ ТРАМВАЯ
(Замедляя ход трамвая)
Меньше надо сопли жевать!
Человек успевает влезть на ходу. Двери закрываются. Трамвай едет дальше.
Параллельно трамвайной линии с одной стороны располагаются аккуратные здания заводов b фабрик, сменяющиеся складскими помещениями в виде ангаров. За ними видны трубы заводов. Между зданиями высокие рифлёные заборы, железные ворота и шлагбаумы.
С другой стороны трамвая проходит проезжая часть, латаные асфальтированные тротуары и старые кирпичные пятиэтажки с шиферной крышей. На маленьких магазинчиках и парикмахерских старомодные, выгоревшие на солнце, витрины. Некоторые балконы уродливо застеклены "своими руками", на незастекленных видны сохнущие вещи. На заплёванных остановках и у пешеходных переходов стоят билборды с размокшими от дождя и времени плакатами «Голосуйте за нашего мэра».
Молодой человек, заглядывает в кабину водителя и говорит.
МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК
Простите пожалуйста, а можно выключить шансон?
ВОДИТЕЛЬ ТРАМВАЯ
У себя дома будешь командовать!
Другие голоса поддерживают Молодого человека, и водитель трамвая выключает радио.
В окне светлеет, появляются очертания спальных районов и торговых центров. Из салона водителя звучит попса советских времён.
6. ИНТ. САЛОН ТРАМВАЯ. ЧЕТВЁРТАЯ ОСТАНОВКА. ДЕНЬ
В вагон заходит беременная женщина с маленькой дочкой + несколько человек массовки, а следом за ней слепой музыкант с гитарой и поёт песню "Мы ждём перемен". Беременная протискивается среди пассажиров в поисках свободного места и не находит его.
ЗАВСКЛАДОМ
(Обращаясь к беременной)
Давайте я её на руки возьму
(Обращаясь к девочке)
Иди ко мне на ручки.
(Протягивает к ней руки)
БЕРЕМЕННАЯ
Спасибо.
ЗАВСКЛАДОМ
(Обращается к молодым людям, сидящим перед ней)
Молодые люди, уступите женщине место.
1 ЧЕЛОВЕК
Я за своё место заплатил
2 ЧЕЛОВЕК
Я тоже устал
Третий человек прикидывается спящим. Завскладом тычет его рукой в плечо.
ЗАВСКЛАДОМ
Молодой человек!
3 ЧЕЛОВЕК
(нехотя поднимается со словами)
Настрогают выродков, а им потом дома не сидится.
Беременная смотрит на него, не двигаясь с места. Парень, который расплачивался Е-тикетом, оборачивается на галдёж, и уступает женщине место. Контролёр, не обращая внимания на разговоры протискивается между людьми и обилечивает новых пассажиров. Музыкант проходит по салону с гитарой к которой прицеплен грязный кулёк, ему в кулёк бросают деньги, и он выходит на следующей остановке из задней двери.
7. ИНТ. САЛОН ТРАМВАЯ. ПЯТАЯ ОСТАНОВКА. ДЕНЬ
Вокруг царит атмосфера городского среднего класса. По обе стороны трамвайных путей раскинулись большие площади парковок перед необъятными зданиями супермаркетов. Супермаркеты и офисные здания пестрят огромными рекламными баннерами. За одной из парковок видна большая новая детская площадка с горками и лабиринтами. Между парковкой и трамвайными путями стоят цветочные и овощные ларьки. За всем этим великолепием виднеются высотные разноцветные новостройки с рекламой своих строительных управлений "Жилстрой - 2" и т.д. Ухоженные яжематери с холёными детьми, продавцы гелевых шариков, тротуарная плитка, свежевыкрашенные бордюры и пешеходные зебры.
Трамвай с визгом тормозит. Ему под колёса попал человек. Пытался перебежать в неположенном месте или бросился под колёса - никто не знает. Лежит на рельсах без сознания. Водитель трамвая открывает все двери и выходит в салон.
ВОДИТЕЛЬ ТРАМВАЯ
(Говорит присевшим перепуганным голосом)
Граждане пассажиры, кто может быть свидетелем происшествия?
В салоне воцаряется тишина. Публика молчит и начинает потихоньку расходиться, стараясь не встречаться глазами с водителем. В салоне остаются только те, у кого нет альтернативы: наркоман, беременная, парень с Е-тикетом, завскладом, толстяк, Рита и подсевший к ней парень.
Толстяк с возмущением смотрит на то, как другие расходятся и, понимая, что ему сейчас придётся заниматься аварией и бурчит.
ТОЛСТЯК
Не, ну шо за люди?
Рита видит в окно, как толстяк на улице отдаёт честь полиции, приехавшей на вызов, и ведёт с ними беседу. Водитель трамвая жестами показывает, как всё было.
ПАРЕНЬ
Похоже, это на долго.
РИТА
А этот боров, похоже, мент.
ПАРЕНЬ
М-да.
(Протягивая Рите руку)
Меня Владислав зовут
РИТА
(Едва улыбаясь, но не подавая руки)
Рита.
ВЛАДИСЛАВ
(Убирая руку)
Понял.
За окном разъезжаются служебные машины. Включается мотор трамвая. В вагон заходят заводчане, курившие на улице, и девушка со жвачкой.
ВЛАДИСЛАВ
До конца едешь?
РИТА
Угу.
Трамвай трогается с места. Из окон трамвая видны: церковь, открытые торговые ряды, за ними видно здание базара, Макдональдс, толпы разношерстного народу: бомжи, цыгане, мамы с детьми, мужчины с телефонами, пенсионеры, таксисты. Предлагающие свои услуги: «Ехать будем? Не дорого». Пейзаж сменяется главной площадью города с главным фонтаном, главной гостиницей, главным органом управления города и главным университетом. Из кабины звучит Русское радио или Авторадио.
8. ИНТ. САЛОН ТРАМВАЯ. ШЕСТАЯ ОСТАНОВКА. ДЕНЬ
В вагон заходит класс пятиклашек, пожилая леди, подросток со скрипкой, 2 подростка с паркуровскими самокатами. В какой-то момент становится очевидно, что вагон чудесным образом преобразился. Теперь он новый. Сидения в нем не из серого и красного пластика, а мягкие, обитые дерматином. Пятиклашки шумно переговариваются.
Учительница, стоящая в начале вагона, пытается их организовать.
УЧИТЕЛЬНИЦА
(Перекрикивая мотор трамвая)
Дети, занимаем свободные места. Кому не хватило, держимся за поручни. Не ссоримся, не толкаемся, нам ехать 1 остановку.
Дети рассыпаются по вагону. Девушка со жвачкой брезгливо смотрит на детей и прижимается к окну, чтобы дети её не задели.
За окном трамвая снова появляются невысокие, но ухоженные дома, покрытые штукатурками благородных цветов (серый, бежевый, кремовый, салатовый), с башенками и эркерами, с лепниной и арочными окнами. Каждый из этих домов представляет культурную ценность. В их арках стоят ворота с коваными решётками. Асфальтированная дорога периодически сменяется мостовой. Трамвай проезжает здания театров, ухоженных скверов с коваными лавочками; дорогих ресторанов, вход в которые предваряют скульптуры известных литературных героев. Трамвайные остановки новые и чистые. Деревья огорожены решетчатыми оградками, вдоль дороги расположены клумбы и газоны.
Двое мальчиков не могут поделить единственное свободное место, оставшееся рядом с толстяком. Один из них плюхается в кресло, прямо перед носом у пожилой леди и она остаётся стоять. Второй пытается его вытолкнуть оттуда. Толстяк какое-то время наблюдает всю эту сцену искоса и свысока глядя на пацанов через плечо. Затем говорит спокойным тоном, не терпящим возражений.
ТОЛСТЯК
Анука встали оба и уступили место женщине!
ПОЖИЛАЯ ЛЕДИ
(Глядит на мальчиков с недоумением, а потом говорит толстяку)
Ой, да ну что вы. Не стоило.
Мальчики, нехотя успокаиваются и становятся рядом с сидением.
ПОЖИЛАЯ ЛЕДИ
(Глядя на толстяка)
Спасибо.
ТОЛСТЯК
(Глядя в окно)
Не за что.
Дети перемешались с толпой и ушли в телефоны.
ПОЖИЛАЯ ЛЕДИ
Может быть, не стоило с ними так жёстко?
ТОЛСТЯК
Если дома не рассказывают и мы не скажем, то кто же скажет?
ПОЖИЛАЯ ЛЕДИ
Да, молодёжь сейчас трудно понять.
ТОЛСТЯК
И не говорите.
9. ИНТ. САЛОН ТРАМВАЯ. КОНЕЧНАЯ. ДЕНЬ
Трамвай подъезжает к центральному парку города с кованым забором, триумфальной аркой, фонтаном и колесом обозрения. Люди выходят из трамвая. Владислав подает Рите руку.
ВЛАДИСЛАВ
А ты меня не узнала?
РИТА
(Пристально смотрит на него, пытаясь вспомнить, где она могла его видеть)
Нет.
ВЛАДИСЛАВ
Я третий курс. У нас практика была на экзаменах. Меня ещё стул попросили принести.
РИТА
Ах, да. Я тогда была вся на нервах. Не заметила.
ВЛАДИСЛАВ
Показать тебе общагу? Я сейчас туда.
РИТА
Нет. Мне ещё в деканат надо зайти.
ВЛАДИСЛАВ
А что в наушниках?
РИТА
Шляпники/Бумбокс/Мияги
ВЛАДИСЛАВ
Я понял.
(Уже уходя.)
Увидимся
Теперь весь эфир заполняет музыка из Ритиных наушников, и мы видим, как Рита заходит в парадный вход института с большими ступеньками, колоннами и огромной входной дверью.
Толстяк заходит в отделение полиции, пожимает руки своим коллегам, курящим на крыльце, отдавая честь старшим.
Девушка со жвачкой заходит в детский сад с чёрного входа, переодевается в белый халат и идет к детям.
Завскладом заходит в небольшой магазин, надевает фирменный передник, прикалывает на грудь бейджик, и занимает своё место за прилавком.
Парень в чёрном капюшоне (наркоман) откидывает капюшон и оказывается айтишником со стильной стрижкой и дизайнерской татуировкой на виске. Он подходит к фешенебельному офисному зданию, состоящему из стекла и бетона. Сквозь музыку мы слышим, как он говорит по телефону.
АЙТИШНИК
Да, я сегодня пораньше. Мне же ещё надо презентацию подготовить. Лёхе передай, чтобы тоже не задерживался. Завтра дедлайн.
Синопсис
Харьков уникальный город. В отличии от других украинских городов, в нём всего поровну: гопников и интеллигенции, рабочего класса и фрилансеров, белых воротничков и гастарбайтеров, патриотов и "зрадників", барыг и волонтёров. Иногда кажется, что даже директоров и подчинённых тоже одинаковое количество, и кажется, что это не жизнеспособно, но живём...
Эта история увидена глазами юной девушки, приехавшей из пригорода в мегаполис. Проезжая в трамвае долгий путь от маргинальных районов в центр города, минуя спальные районы, торговые центры и базарные площади на пути к культурному сердцу мегаполиса, она видит, как меняются одни и те же люди и её отношение к ним в разном окружении. Даже вид из окна способен повлиять на поведение человека, оправдать низость и возвысить. Кто же все эти люди, и кто она сама?
Идея
Показать, как меняется поведение людей в зависимости от того, какая картинка их окружает, на примере трамвая, проходящего из маргинального района в культурный центр города.
Написать комментарий